НОВОСТИ «как в «черном зеркале»: стартап bird уволил более 400 сотрудников во время вебинара zoom

ТОНИ СТАРК

Знаменитый
ПРЕССА ФОРУМА
PREMIUM USER

ТОНИ СТАРК

Знаменитый
ПРЕССА ФОРУМА
PREMIUM USER
Регистрация
11 Ноя 2019
Сообщения
1,667
Реакции
72
Репутация
0


Утром 27 марта 406 сотрудников компании Bird, которые работали из дома две недели из-за коронавируса, получили оповещение о проведении вебинара в Zoom под названием «Обновление по COVID-19». Работники были уверены, что с ними хочет пообщаться основатель компании Трэвис Вандерцанден, бывший топ-менеджер Uber, который до этого отменил традиционную встречу Birdfams. Сотрудники Bird считали, что теперь глава компании хочет поделиться с ними информацией по поводу работы в условиях пандемии.

Однако подозрения вызвал тот момент, что список гостей и хост были скрыты, а в мероприятие включили только некоторых работников. До начала мероприятия сотрудники Bird вели активную переписку в Slack, чтобы выяснить, кого же все-таки пригласили на онлайн-встречу.

Bird — это стартап по аренде электросамокатов, который был основан три года назад. В 2018 году он получил статус единорога, стоимость компании составила $2 млрд, а ее деятельность расширилась на 100 городов. Буквально в конце февраля Bird привлек еще $75 млн. Однако затем компании пришлось приостановить работу из-за пандемии. В итоге руководство решило сократить около 40% сотрудников. Из 1060 работников свои места потеряли 406.

Итак, 27 марта в 10:30 утра сотрудники вошли в систему Zoom, но их приветствовала тишина. «Есть ли звук? Почему я ничего не слышу?», — спросил коллег один из работников. Все немного нервничали, потому что обычно встречи в Bird начинались строго в оговоренное время.

В течение последующих пяти минут сотрудники смотрели на слайд с темно-серым фоном, на котором было написано «COVID-19». Некоторые отметили, что в слайде не использовался цвет или шрифт бренда компании, что тоже было подозрительно. Во время ожидания некоторые сотрудники вышли из встречи, но потом так и не смогли вернуться.

Тех, кто дождался, ждало роботизированное аудиосообщение. Женский голос начал с признания в том, что «это неоптимальный способ донести такое сообщение». Затем прозвучала суть послания: «COVID-19 также оказал огромное влияние на наш бизнес, который вынудил нашу руководящую команду и совет директоров принять чрезвычайно трудные и болезненные решения. Одним из таких решений является устранение ряда ролей в компании. К сожалению, это решение повлияет на вашу роль».

В итоге запланированная на полчаса встреча заняла всего 2 минуты. «Это было похоже на эпизод из «Черного зеркала», — сказал уволенный работник. — «Этот зловещий голос пришел и сказал нам, что мы теряем работу».

Причем, никто из сотрудников так и не смог опознать автора сообщения. Точно известно, что это был не Вандерцанден или кто-то из топ-менеджмента. «Это был трусливый ход», — заявил один из менеджеров.

«Это звучало как запись, и это было очень странно и зловеще», — отметил другой сотрудник.

Сам Вандерцанден на следующий день попытался защититься от нападок, выпустив внутреннюю записку. По его словам, видео отключили, так как посчитали это более гуманным.

А вот официальный комментарий Bird: «Увольнения никогда не бывают легким и комфортными, и COVID-19 повлиял на то, как это происходит, по крайней мере, в ближайшей перспективе… Мы благодарны пострадавшим и хотели бы избежать этой ситуации».

Там также отметили, что с участниками встречи общался живой оратор в режиме реального времени, а слайд содержал дополнительную информацию об оплате за четыре недели в качестве пособия, трехмесячном медицинском страховании и т.д.

Однако большинство сотрудников по-прежнему считают, что звонок был записан заранее. Многие из них, кстати, так и не смогли прослушать речь до конца встречи. Экраны их макбуков внезапно потемнели, и компания начала перезапуск системы. К 10:40 утра все были заблокированы. Это было тем более удивительно, так как за несколько минут до этого голос объявил, что последним рабочим днем будет 3 апреля.

«Это должно стать детской иллюстрацией того, как не увольнять людей, особенно в такое время», — сказал один из сотрудников.

Выяснилось, что месяцем ранее кто-то из ИТ-отдела Bird поручил написать сценарий, который позволил бы компании мгновенно закрыть все учетные записи пользователя — компьютер, электронную почту, Slack — одним нажатием кнопки. Однако разработчика заверили, что сценарий будет использоваться для общего выхода, а не для массового увольнения.

Некоторые сотрудники, у которых был выходной, или те, кто работал в более позднюю смену, не понимали, почему их компьютеры перезагружались и почему они не могли войти в систему. Другие тщетно пытались присоединиться к вебинару. А некоторые и вовсе были в неведении, пока не увидели короткую заметку о событии в TechCrunch, опубликованную в 11:26 того же дня.

Согласно заявлению компании, «представители HR, менеджеры и/или руководители лично обращались ко всем людям напрямую для продолжения разговора». Но немногие столкнулись с этим на деле. Некоторые менеджеры, которых тоже уволили, не знали, кто из их команды был сокращен. Некоторые даже обменивались сообщениями в LinkedIn, чтобы узнать, работают ли они в компании или уже нет.

По итогу, на следующий день все уволенные получили стандартное письмо с благодарностью от бывшего босса.

Также ИТ-отдел отправил бывшим работникам коробки с этикеткой для обратной доставки, чтобы вернуть ноутбуки, зарядные устройства и бейджи. Все предметы должны быть отправлены до 15 апреля. При этом компания не разъяснила, когда и как экс-сотрудникам вернут вещи, которые они оставили на своих рабочих местах. «Они сказали, что все личные вещи будут возвращены нам «в конце концов», — рассказал один из уволенных.

Практически ни одно из подразделений Bird не избежало сокращений. Некоторые сотрудники отмечают, что увольняли, в основном, женщин и представителей иных национальностей. «Насколько я знаю, люди, которые остались непосредственно в моей команде, — это мужчины, большинство из которых белые», — написала уволенная сотрудница в своем блоге. Ее команда по работе с данными была сокращена с 50 до пяти человек.

Кстати, крупнейший конкурент Bird, Lime, объявил 21 марта, что «свернул и приостановил» обслуживание на всех рынках, кроме Южной Кореи. Однако Bird не последовала его примеру, по крайней мере, публично. Последний анонс компании о COVID-19 был 12 марта, и в нем говорилось только о том, что компания будет чаще дезинфицировать электросамокаты.

В Bird заявили: «Наши действия соответствуют добровольным, а также обязательным мерам, установленным правительствами для бизнеса. Мы продолжим наш тесный диалог с местными должностными лицами в каждом из городов, в которых мы предоставляем свои услуги, и снова предложим полный парк наших безопасных, чистых перевозок в качестве альтернативы как можно скорее».
 
Сверху