Манипуляция: определения и виды

evrenur

Постоялец
ДРУЗЬЯ ФОРУМА
ЮБИЛЕЙНАЯ ЛЕНТА

evrenur

Постоялец
ДРУЗЬЯ ФОРУМА
ЮБИЛЕЙНАЯ ЛЕНТА
Регистрация
10 Июн 2018
Сообщения
709
Реакции
387
Репутация
0

Манипуляция – способы социального воздействия на людей при помощи средств массовой информации, экономических, политических, социальных и иных средств с целью навязывания определенных идей, ценностей, форм поведения и т.д.

Термин «манипуляция» воспринимается обществом с довольно-таки негативным окрасом. Манипуляции чаще принято соотносить с нечестными уловками, махинациями, чем просто с инструментом воздействия и управления массами, группами или отдельными лицами, которыми, по сути, манипуляции и являются.

Спектр манипулятивных воздействий, описанных исследователями, весьма широк и объемен, потому объектами рассмотрения в нашей книге станут лишь некоторые манипуляции, которые могут быть эффективно использованы для решения задач по противодействию активным мероприятиям. Иначе говоря, в целях такого воздействия на аудитории, которое может изменить направление информационной атаки, ослабить ее или вовсе «сбить» и т.д.

1. Образ врага. Один из самых эффективных приемов манипулятивного воздействия, несмотря на его традиционность. Можно сказать, что это классика манипуляции, которой пользовались и пользуются с незапамятных времен. Образ врага – неотъемлемый атрибут таких древних форм сознания, как культы и религии.

Формирование образа врага всегда осуществлялось правителями для «накачки» своего населения перед войнами, какими бы они ни были – захватническими или освободительными. Чем ярче были образы, чем сильнее эпитеты, которыми характеризовался враг, тем больший энтузиазм испытывали народы в своем желании победить ненавистного противника:

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

В мирной жизни, разумеется, никто не станет призывать уничтожить конкурента с оружием в руках, однако грамотно выстроенный образ врага позволяет сплотить союзников и может изменить точку зрения общества в вашу пользу.

2. Лидеры общественного мнения. В одной из предыдущих глав мы уже говорили об общественных авторитетах, «лидерах мнений» – тех людях, чьи суждения ценятся более высоко, чем соображения остальных членов общества. Точка зрения и оценка, которую озвучивает ЛОМ (эту аббревиатуру от «лидер общественного мнения» используют политтехнологи) вполне может изменить и общественные настроения.

Следует отметить, что «лидером мнений» может быть не только человек с высоким социальным положением или званиями и титулами. Непререкаемым общественным авторитетом может быть и старенькая школьная учительница, у которой в разное время обучалась добрая половина населения городка, и врач-педиатр, которого боготворят все мамы и папы, и уважаемый ветеран войны или труда, отдавший всю свою жизнь родному предприятию и воспитавший сотни учеников.

3. Контраст. Данная манипулятивная техника основана на подаче информации на фоне другой, более негативной информации. Человек, получивший мощный негативный эмоциональный заряд, значительно благосклоннее воспримет информацию, которая, пусть и ненамного, отличается в лучшую сторону.

4. Очевидцы. Свидетели тех или иных событий, истинные или ложные, в значительной степени усиливают правдоподобие информации тем, что подтверждают ее личным присутствием. Иногда очевидцы могут и сами служить первоисточником информации, заранее подготовленной для вброса в общество.

5. Размытие. Для ослабления негативного воздействия информационной атаки можно создать массу сходных по посылу и направленности информационных поводов. Созданный поток однотипной информации «размывает» первоначальный информационный блок, создает информационный шум и дезориентирует получателей информации. Уже не ясно, что произошло, где случилось и кто виноват. Первоначальная сенсация становится обыденным делом и не притягивает к себе внимание общественности.

6. Смещение акцентов. При подаче информации невыгодные моменты демонстрируются как маловажные и второстепенные, а выгодные – напротив – как центральные события.

7. Эффект закона края. Используются свойства человеческой психики, описанные в законе края. Суть данного закона в том, что получатель устной информации наиболее хорошо запоминает ту информацию, которая прозвучала в начале и в конце сообщения. Середина как бы «выпадает» и не так хорошо фиксируется сознанием. В связи с этим более выгодная для манипулятора информация должна прозвучать в начале и в финале сообщения, а «неприятные моменты» следует озвучивать в промежутке.

8. «Вакцинация». Если вы ожидаете, что противник озвучит некую негативную или компрометирующую вас информацию, есть смысл сделать это первым, изменив акценты, подачу и пр. Компромат можно гипертрофировать и довести до абсурда. Так, если вы ожидаете, что против вас попытаются использовать информацию о вашем близком знакомстве с какой-либо одиозной фигурой (к примеру, из мира криминала), не стесняйтесь в «своей версии» – дайте общественности информацию, что вы глава международной мафии и собственными руками совершили массу чудовищных преступлений. Чем безумнее – тем лучше. Информация не должна восприниматься получателями как стоящая внимания, всем должна быть понятна ее абсурдность. И если противник все же после такой массовой «прививки общественному мнению» рискнет озвучить заготовленный компромат, он будет отторгнут.

Разумеется, совсем необязательно озвучивать подобный бред самому.

9. Превентивный удар. Эта манипуляция основана на выдвижении обвинений в сторону противника и имеет целью заставить его перейти в оборону. В нашем сознании всегда виноват тот, кому приходится оправдываться.

10. «Фанера». На жаргоне политтехнологов так принято называть «боковые» структуры или людей, которые внешне ничем с вами не связаны и задачей которых является втягивание вашего противника в жесткий «обмен негативом». На фоне их «борьбы в грязи» вы будете выглядеть вполне достойно, оставаясь непричастным.

11. «Пугало». Прием, близкий к созданию образа врага. Заключается в отождествлении вашего противника с какой-либо одиозной фигурой, группой, движением, с целью переноса негатива с них на противника.

12. Информационная блокада. Намеренное ограничение или полное прекращение выдачи информации. Довольно спорный и радикальный метод, который следует использовать весьма аккуратно и осторожно, поскольку использовать шанс навредить самому себе очень высок. Информационный вакуум может быть заполнен слухами и дезинформацией, которая нанесет вам серьезный ущерб.

13. Эмоциональная накачка. Эффект данной манипуляции основан на способности людей перенимать эмоции окружающих и подчас вне своего желания впадать в определенные состояния (восторга, экстаза, агрессии, паники и т.д.). Чем больше группа, в которой находится человек, тем сильнее «эффект толпы» – передача настроения массы ее отдельным членам. В то же время человек, находящийся в толпе, теряет критичность восприятия и утрачивает контроль над своими действиями, подчиняясь действиям массы. Энергичный, хорошо владеющий ораторскими приемами лидер может управлять толпой, вызывая у нее нужные ему состояния. Собрания, митинги и прочие акции, связанные с присутствием большого количества людей, – это те места, где такая манипуляция может быть использована.

14. Одобрение большинства. Человеку свойственно принимать решения и даже пересматривать ранее принятые под воздействием «мнения большинства». Не обязательно добиваться того, чтобы выгодное вам мнение действительно было одобрено реальным большинством людей. Вполне возможно создать «эффект большинства» через средства массовой информации, Интернет или посредством слухов. Разумеется, таким же образом можно добиться и эффекта осуждения большинства.

15. Высокие мотивы. Обращение к высоким мотивам наиболее эффективно работает в ряде случаев: при высоком уровне социальной ответственности тех, к кому апеллируют; когда аудитории важно найти самооправдание или оправдание своим не совсем благовидным поступкам; когда в силу сложившихся обстоятельств больше предложить обществу нечего. Последнее наиболее характерно в периоды кризисов и социальных потрясений.

16. Информационный мусор. Аудиторию «топят» в потоке разнообразной информации – как имеющей отношение к делу, так и не имеющей. В определенный момент возникает информационное перенасыщение сознания получателей и они попросту перестают информацию воспринимать – срабатывают защитные барьеры психики. Разумеется, ни о каком взвешенном, аналитическом подходе к такому информационному потоку не может быть и речи.

17. Однобокость подачи. Выдается только информация, выгодная для манипулятора, всё остальное замалчивается.

18. Раздувание проблемы. Мелкие, как правило, ничего не значащие вопросы и темы искусственно преувеличиваются до размеров проблемы, имеющих важнейшее значение для всех. Общество «переключают» на искусственную проблему, втягивают в обсуждение, постоянно подогревая интерес. Тем самым реальные проблемы автоматически отходят на задний план.

19. Комментарии эксперта. Практически любой информации можно придать тот или иной эмоциональный окрас, зачастую диаметрально противоположный изначальному посылу. Можно сделать проблему будничной и заурядной, можно – трагичной, можно – комичной. О событии можно рассказывать «на грани истерики» или демонстративно сдерживая зевоту скуки.

Для придания комментариям веса следует пригласить «эксперта» – человека, который воспринимается аудиторией как разбирающийся в вопросе на профессиональном уровне и сможет объяснить сложившуюся ситуацию. Целесообразно использование наглядного материала – графиков, таблиц и пр.

Если «эксперт» мнимый или его выкладки не совсем отражают действительное положение дел, желательно обеспечить такой контроль над информационным пространством, чтобы не допустить открытой (тем более – прямой и непосредственной) контраргументации и втягивания «эксперта» в дискуссию.

Источник: "Конкурентная разведка: учеб. пособие" [в 2 ч.] под ред. Е. Л. Ющука, А. А. Мальцева.
 
Сверху